Jump to content
  • 0

Казанское ханство. Неказанский взгляд на историю.


Fakhouri

Question

В Сети лежит автореферат по некоторым аспектам истории Казанского ханства. Видение автора существенно разнится с активно разрабатываемым казанскими историками направлением. Мне показалось интересным и актуальным.  

Текст взят из базы диссертаций. Там же и библиография из 803 наименований, здесь я её не размещаю чтобы не перегружать пост.

 

Средневолжские народы в политических и социально-экономических условиях Казанского ханства.

тема диссертации и автореферата по ВАК 07.00.02, кандидат исторических наук Петрова, Оксана Николаевна

Год: 2004

Автор научной работы: Петрова, Оксана Николаевна

...

Количество cтраниц: 341

 

Оглавление диссертации кандидат исторических наук Петрова, Оксана Николаевна

Введение.

Глава I. Историография проблемы и источниковая база исследования.

§1. Источники по истории Казанского ханства.

§ 2. Изучение истории народов Казанского ханства.

Глава II. Образование, территория, состав населения и 68 государственное устройство Казанского ханства.

§1. Народы Среднего Поволжья в XIII-XIV вв. и образование Казанского ханства.

§2. Территория, административное устройство и состав населения Казанского ханства.

§3. Народы Среднего Поволжья в политической системе

Казанского ханства.

Глава III. Социально-экономическое положение, отрасли хозяйства, занятия и культура народов Среднего Поволжья в XV - первой половине XVI века.

§1. Этносоциальная структура Казанского ханства.I*

§2. Хозяйство и занятия народов Казанского ханства.

§3. Участие служилых и ясачных людей в войнах Казанского ханства.

§4. Культура народов Среднего Поволжья в XV - первой половине XVI века.

Введение диссертации (часть автореферата) 

Актуальность темы исследования определяется, прежде всего, тем, что как дореволюционные историки, так и историки советского и постсоветского периодов занимались главным образом изучением политической истории Казанского ханства, московско-казанских отношений и восточной политики российского правительства, присоединения ханства к Русскому государству и антимосковского сепаратистского движения 1552-1557 гг. в Левобережной части бывшего ханства. В постсоветское время, в связи с проведением правительствами некоторых республик политики суверенизации, казанская историческая школа начала относиться к перечисленным выше вопросам с повышенным интересом. Как в прошлом, так и в настоящее время положение марийского, татарского, удмуртского, чувашского народов, локальных групп мордвы и западных башкир-кочевников в условиях политической и социально-экономической системы ханства оставалось, по существу, не исследованным. Происшедшее в XX в. расширение круга письменных, археологических, этнографических, лингвистических и устных (фольклорных) источников по истории народов ханства позволяет углубленно и объективно исследовать эту проблему. К тому же некоторые положения и выводы изученной политической и социально-экономической истории ханства требуют пересмотра и уточнения. Следовательно, определенная нами тема исследования приобретает не только научную, но и политическую актуальность.

Объектом исследования являются народы Казанского ханства. Предмет исследования - политическое, социально-экономическое и культурно-бытовое положение средневолжских народов в составе Казанского ханства.

Хронологические рамки исследования охватывают период со второй трети XV в. до середины XVI в., а именно 1438-1552 годы. Это время существования Казанского ханства. Нижняя хронологическая грань исследования связана с образованием в Среднем Поволжье в процессе распада Золотой Орды нового политического образования - Казанского ханства. Верхняя грань

1552 г.) связана с прекращением существования самостоятельного Казанского военно-феодального государства, присоединением народов Среднего Поволжья к Русскому государству.

Территориально работа охватывает области проживания народов Среднего Поволжья, а именно чувашского, марийского, казанскотатарского народов, а также западных башкир, южных удмуртов и восточных групп мордвы в пределах Казанского ханства.

Целью исследования является всестороннее, комплексное изучение положения средневолжских народов в политических и социально-экономических условиях Казанского ханства на основе всех имеющихся на данный момент архивных и опубликованных источников русского, татарского (золо-тоордынского, казанского, крымского, астраханского, касимовского, сибирского и пр.) и восточного (арабского, персидского, турецкого) происхождения.

Исследование нацелено на решение следующих задач:

- проанализировать образование Казанского ханства в рамках процесса распада Золотой Орды во второй половине XIV - начале XV веков;

- определить территориальный, этнический и численный состав Казанского ханства и проследить этнические процессы на территории Среднего Поволжья;

- показать особенности государственного строя Казанского ханства как преемницы Золотой Орды и место народов Среднего Поволжья в этой системе;

- установить место средневолжских народов в социальной системе Казанского ханства;

- охарактеризовать уровень хозяйственного развития народов Среднего Поволжья в XV - первой половине XVI в. и их роль в экономике Казанского ханства;

- раскрыть причины и степень участия служилого и ясачного населения в грабительских набегах татарских феодалов и войнах Казанского ханства;

- рассмотреть духовное развитие народов Казанского ханства в условиях политического господства в ханстве мусульманской культуры.

Научная новизна. Данная диссертация представляет комплексное исследование важных проблем политической и социально-экономической истории народов Среднего Поволжья XV - первой половины XVI веков. В ней рассмотрены вопросы образования Казанского ханства в результате распада Золотой Орды, этнический состав и отчасти этногенез народов ханства, место средневолжских народов в ее политической и социально-экономической системе, хозяйство, занятия и культура народов ханства, участие служилых и ясачных людей в военных действиях.

Новизна работы состоит в том, что в ней обобщаются достижения предшествующей историографии проблемы и на основе анализа всех имеющихся на данный момент источников производится объективное изучение истории средневолжских народов XV - первой половины XVI веков.

Link to comment
Share on other sites

4 answers to this question

Recommended Posts

  • 0

Основные положения, выносимые на защиту:

- Казанское ханство образовалось в результате закономерного распада средневековой золотоордынской кочевой империи и прихода изгнанного хана-чингисида Улу-Мухаммеда приблизительно с 40-тысячным татарским отрядом в Среднее Поволжье, явившегося основателем первой казанской династии;

- территориально границы Казанского ханства и Волжской Болгарии не совпадают, в состав ханства вошли уцелевшие от погрома «худые» болгары, пришлые казанские татары, горные и луговые марийцы, южная часть переселившегося на север удмуртского этноса, западная часть кочевников-башкир и отдельные локальные группы восточной мордвы (эрзи и мокши);

- позднеболгаро-чувашское население, сохранявшее свою этническую чистоту на всей территории будущего Казанского ханства вплоть до середины XV в., оформилось в современный чувашский этнос во второй половине ХУ-ХУ1 в. на территории Горной и Луговой сторон ханства;

- из татарского этноса, сформировавшегося на базе кочевых племен западных кыпчаков (половцев) и татар в составе Золотой Орды, в рамках Казанского ханства выделилась особая группа казанских татар, включившая в себя во второй половине XV- XVI в. и позже татаризированное чувашское население Левобережной стороны и Присвияжья, а также некоторую часть марийского, удмуртского, мордовского и башкирского населения в зонах контакта;

- Казанское ханство, возникшее в результате распада кочевой военно-феодальной империи Золотой Орды, сохранило все ее черты государственного устройства, направленного на жесткое централизованное управление покоренным нетатарским населением;

- в этносоциальном строе Казанского ханства народы Среднего Поволжья составили массу зависимого ясачного населения, казанские татары - замкнутую категорию свободной социально-политической элиты;

- в ханстве у чувашей, горных и большей части луговых марийцев, южных удмуртов сложилось комплексное хозяйство с преобладающей ролью земледелия; служилые татары, опытные в скотоводстве, начали приобщаться к земледелию;

- участие ясачных людей, наряду со служилыми людьми в постоянных набегах казанских феодалов на русские земли и многочисленных войнах Казанского ханства было вызвано несением ими обязательной воинской повинности в ханских войсках, западные группы луговых марийцев нередко самостоятельно совершали набеги;

ясачный рента-налог с нетатарских народов, доходы с внешней торговли (с заметной долей работорговли), добыча материальных средств и полоняников в военных походах составляли основной источник богатства и военно-политического господства хана и татарской феодальной знати;

- в результате опустошения Болгарской земли у «худых» болгаро-чувашей произошел упадок культуры; в условиях политического господства мусульманской татарской культуры в ханстве духовное развитие местных народов, сохранявших наследие волжских болгар, затормозилось, и многие из них не сумели создать своей письменной культуры и подвергались насильственной исламизации.

Методологическая основа диссертационного исследования -основополагающие принципы исторического познания: объективность, детерминизм и историзм, системность в оценке процессов социально-экономического и политического развития, которые предполагают всесторонний критический анализ исторических процессов и явлений в их формировании, становлении и развитии. Данные принципы подразумевают такой подход к исследованию, при котором исторические процессы рассматриваются в связи с образующими их причинами и условиями, а также с анализом тенденций последующего времени.

Методы исследования. В работе использованы как общенаучные, так и специально-исторические методы. Комплексное использование историко-генетического, историко-сравнительного и структурно-системного методов исследования позволило автору проследить многосторонний и противоречивый процесс эволюции политической, социально-экономической и духовной системы Казанского ханства и установить специфику положения в ней каждого из народов Среднего Поволжья, вошедшего в его состав. Метод критического сопоставительного анализа позволил воссоздать объективную картину этнической истории Среднего Поволжья в период Казанского ханства. Использование совокупности вышеуказанных методов позволило автору подвергнуть тщательному анализу широкий круг источников, дало возможность проследить развитие народов Среднего Поволжья в условиях Казанского ханства.

Практическая значимость темы. Результаты исследования развеивают многие ошибки и неточности, имевшиеся на данный момент в исторической научной, популярной, учебной и справочной литературе. Положения, высказанные автором, должны способствовать совершенствованию программы гармонизации межнациональных отношений в регионе и пересмотру многих искаженных положений национальных идеологий. Выводы, высказанные автором, должны побудить историков к объективному изучению истории чувашского и казанскотатарского народов, имеющих уникальную и неповторимую культуру, сформировавшуюся в рамках двух великих государственных образований, оставивших заметный след в мировой истории.

Апробация работы. Диссертация обсуждалась на совместном заседании кафедры источниковедения и архивоведения и кафедры средневековой и новой истории Отечества Чувашского государственного университета. Положения и выводы диссертационного исследования были отражены в 6 докладах, прочитанных на научной конференции молодых ученых ЧТУ (апрель 2001 г.), научной конференции молодых ученых, посвященной 35-летию ЧТУ им. И.Н.Ульянова (апрель 2002 г.), региональной научной конференции «Личность в истории» (19-20 апреля 2002 г., ЧГПУ), научно-практической конференции «Власть и общество» (ЧГПУ, 19-20 апреля 2003 г.), всероссийской научно-методической конференции «Информационные технологии и гуманитарное образование» (май 2003 г., ЧТУ), всероссийской научной конференции «Волжские земли в истории и культуре России», посвященной 10-летию создания РГНФ (МордГУ, 8-11 июня 2004 г.), региональной научно-практической конференции «Проблемы повышения качества образования в условиях модернизации общества» (11-12 ноября 2004 г.) и опубликованы в семи печатных изданиях.

Структура работы обусловлена целями и задачами исследования и состоит из введения, четырех глав, заключения, списка источников и литературы, приложения.

Link to comment
Share on other sites

  • 0

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Во второй половине XIV - начале XV в. начался закономерный распад некогда могущественной Орды. Территория Волжской Болгарии, являвшейся улусом Золотой Орды, подверглась опустошению в ходе внутренних стычек ордынских ханов, погрома, учиненного Тамерланом в конце XIV в., походов русских князей и новгородскихушкуйников. В результате набегов Мангит-ского юрта Едигея она превратилась в «дикое поле» и стала местом постоянного кочевища ногайцев. Уцелевшее болгарское население переселилось в северные районы Предкамья и Правобережья Волги, оттеснив на север финские племена - горных марийцев и удмуртов. На этой территории еще в 70-х годах XIV в. появился новый политический центр - Казань, основанный болгарским князем Хасаном и ставший во главе нового политического образования, консолидировавшего вокруг себя остатки населения прежнего Болгарского царства.

В 1438 г. в результате прихода изгнанного золотоордынского хана Улу-Мухаммеда приблизительно с 40-тысячным татарским войском в Среднем Поволжье образовалось новое суверенное государство с центром в Новой Казани. Улу-Мухаммед основал первую династию казанских ханов.

Территориально границы Казанского ханства и Волжской Болгарии не совпадают. Западная граница Казанского ханства проходила по Суре, оставляя за пределами Мордовию. На севере она соприкасалась с территорией Вятской земли. Восточные границы проходили через Среднюю Вятку далее на восток, охватывая с обеих сторон побережье Камы в устье рек Ик и Зай до р. Белой. Южная граница ханства в Левобережье проходила по р. Каме и а в Правобережье - по линии южнее современных населенных пунктов Красно-видово (на Волге) - Средний Биябаш-Чутеево-Кошелеи, далее на запад южнее Барышской слободы на Суре.

В составе Казанского ханства завершается этногенез тюркских народов Среднего Поволжья. Позднеболгаро-чувашское население, сохранявшее свою этническую чистоту в рамках Болгарского улуса Золотой Орды, вплоть до начала XV в., в Казанском ханстве, ассимилировав часть горных марийцев, во второй половине XV-XVI вв. оформилось в современный чувашский этнос. Чувашское население Арской земли сохраняло на протяжении всего периода существования ханства свою чистоту и выступало в источниках под этнонимом «чюваши» и «бесермяне». Часть татарского этноса, сформировавшегося на кочевой кыпчако-татарской основе в составе Золотой Орды, в рамках Казанского ханства трансформировалась в особую группу - казанских татар, которая подвергла во второй половине XV-XVI вв, отатариванию значительную часть чувашей Левобережной стороны и Присвияжья, и в меньшей степени марийское, удмуртское, мордовское и башкирское население в зонах контакта. В результате нескольких миграций, происшедших в XIV-XVI вв., произошла консолидация удмуртского народа, что ускорило сложение единой этнической культуры.

Казанское ханство, возникшее в результате распада кочевой военно-феодальной империи Золотой Орды, сохранило все ее черты государственного устройства, лишь в немногом уступая ей, и по современной классификации явилось военно-феодальной квазиимперией. Система государственного управления полностью была направлена на осуществление жесткой фискальной и активной внешней политики. В целом политический строй ханства представляет собой развитое военно-феодальное государство восточного типа с сильной неограниченной ханской властью. В Казанском ханстве довольно ярко проявилось противостояние ханской власти и высшей феодальнойаристократии, что отчетливо отразило процессы, происходившие в Золотой Орде начиная со второй половины XIV в., когда интересы военно-феодальной знати привели к так называемой «великой замятие», выразившейся в междоусобицах и частых сменах марионеточных ханов-чингисидов на сарайском престоле. Все перевороты в Казанском ханстве носили верхушечный характер и преследовали целью установление стабильной верховной власти, которая из-за внутренней разобщенности могла опираться только на внешнюю силу.

Link to comment
Share on other sites

  • 0

В этносоциальном строе Казанского ханства народы Среднего Поволжья составили массу феодально-зависимого ясачного населения, казанские татары - замкнутую категорию свободной социально-политической элиты. Особая группа личнозависимых людей была представлена «чужаками» — военнопленными (кул, кулчура). Военно-феодальная знать являлась полноправным владельцем всех земельных доходов, хотя юридически собственником земли был хан. Формы феодального землевладения, сложившиеся еще в рамках Золотой Орды, были направлены только на поддержание жизни военной знати, процветание которой целиком зависело от ханской воли. Держатели суюргала, не привязанные к своей земле, легко могли уйти к другому более щедрому правителю, что создавало внутреннюю рыхлость ханства. Мусульманское духовенство, включенное в состав правящей элиты, являлось держателем особого типа земельных владений - вакуфов, в организации которых в не меньшей степени была заинтересована феодальная верхушка, пытавшаяся тем самым оградить себя от изменчивой ханской воли. Фискальная система, оформившаяся в золотоордынский период, получила особую форму ясачного обложения и, будучи направленной на извлечение максимальной выгоды без каких-либо вложений, отвечала требованиямнеземледельческой верхушки. Тяжесть податного обложения усиливалась существованием помимо ясачного обложения целой совокупности периодических и разовых взносов в пользу феодалов, государства и духовенства, налоговых сборов с неземледельческих занятий, отработок по строительству мостов, ямов и укреплений, предоставлению подвод, постоя, фуража и пр. для татарской администрации и татарских войск, существованием развитой практики «подарков и подношений» и других унизительных повинностей военно-феодального права (например, свадебный сбор, право первой ночи и т.д.). Широкое развитие суюргального права приводило к тому, что население одной общины могло одновременно выплачивать ясак в пользу государства и нескольких феодалов ясакодержателей - даругабека и подчиненного ему мурзы, оглана и т.д. Самым обременительным видом повинности являлась воинская обязанность ясачного населения, поверстанного в сотни и даруги. Нетатарскаяверхушка (сотники, старшины, служилые казаки и князья), включенная в состав служилого сословия, также превращалась на условиях особого тарханного права в мелких феодалов, обращавшихся со своими соплеменниками в условиях жесткой системы военно-феодального подчинения не лучше татар.

В условиях территориальной и политической трансформации болгарского общества во второй половине XIV — начале XV в. произошли изменения в хозяйстве народов Среднего Поволжья. Чуваши, мордва и горные марийцы сохранили развитые земледельческие традиции волжских болгар, сочетавшие разные системы восстановления плодородия почв. Но необходимость освоения новых территорий на севере и северо-востоке требовали сочетания подсечно-огневой системы с неправильным трехпольным севооборотом. На юге в первой половине XVI в. в связи с началом освоения пустующих земель и постепенного включения в севооборот прилегающих районов «дикого поля» начали практиковать сочетание трехполья с перелогом. Скотоводство, являвшееся следующей по очередности базовой отраслью, было представлено в хозяйстве всех народов, но самостоятельное значение имело только у западных башкир. Непроизводящие отрасли дополняли производящее хозяйство земледельческих(чувашей, марийцев, мордвы, удмуртов) и скотоводческих (башкир) народов. Сельское ремесло и внутренняя торговля в условиях господства натурального хозяйства не получили широкого развития и были направлены на удовлетворение мелких внутриобщинных потребностей. Городское ремесло Казанского ханства, базировавшееся на среднеазиатских, золотоордынских и болгарских традициях, и внешняя торговля достигли высокого уровня. Экономика Казанского ханства, впитав болгарские и золотоордынские хозяйственные традиции, заметно отличалась от всех родственных ей хозяйств постзолотордынских ханств и сделалась привлекательным объектом для притязаний многих кочевых соседей. Внешняя торговля с большей долей транзитной, взимание дани - ясака - с развитых земледельческих хозяйств и работорговля составили основную статью доходов казанского военно-феодального государства.

Культура Казанского ханства представляет сложное переплетение и дальнейшее развитие болгарских, золотоордынских и местных традиций. Сложившиеся внутри единого государства две основные субкультуры отражали установившийся социально-политический строй общества. Элитная мусульманская культура татарского этноса противостояла местной традиционной культуре чувашей, сохранявших болгарское наследие, и других нетатарских народов. Заметное болгарское влияние сказывалось и в этнической культуре марийцев, удмуртов, восточной мордвы и западных башкир. Начавшийся в позднеболгарское время процесс интенсивного взаимопроникновения и взаимовлияния национальных культур Среднего Поволжья продолжился. В условиях политического господства мусульманской татарской культуры духовное развитие местных народов затормозилось. Они не сумели создать своей письменной культуры, и значительная часть левобережного чувашского, в меньшей степени луговомарийское и удмуртское население подверглось насильственной исламизации.

Казанское ханство, заимствовав государственный, социальный и экономический строй Золотой Орды, полностью переняло у нее и внешнеполитическую концепцию, в которой доминировало стремление путем военной силы установить даннические отношения с оседлым миром. Но, не имея сил для восстановления прежних отношений зависимости Руси от Орды, оно прибегало к частным грабительским и устрашающим набегам. Походы казанских ханов на русские окраины начались с момента образования ханства, но они еще заметно уступали по масштабу последующим войнам. После воцарения крымской династии и образования антимосковского татаро-турецкого союза борьба с Русским государством стала главной целью существования ханства и подорвала окончательно ханство изнутри.

Война являлась важным источником жизни для казанской знати и даже способом ее мышления. Такая политика обеспечивала казанским ханам, военно-феодальной знати, рядовым казакам и наемникам постоянный и немалый источник внешнего дохода. Местные ясачные народы, оставаясь одним из основных внутренних источников постоянных поступлений, стали одновременно орудием реализации агрессивной внешней политики. Установившийся социально-политический строй требовал от ясачного населения, поверстанного в сотни, обязательного исполнения военной службы в ханских войсках. Отряды ясачных людей являлись одним из главных средств ведениявойны. Они использовались и в набегах на русские земли, и в оборонительных боевых действиях. Но специфика хозяйственного и общественного развития народов Казанского ханства определила своеобразный характер их отношения к внешней наступательной политике. Земледельческое население Горной стороны в результате такой политики практически разорялось и относилось к военной повинности крайне негативно. Для них война была тяжелым бременем. Относительно мирные русско-казанские отношения в период протектората получили наиболее яркую положительную окраску в памяти нетатарских народов ханства. Но, с другой стороны, паразитическая внешняя политика татарской знати породила специфическое поведение части ясачного населения, имевшего слаборазвитую производящую экономику. Группы луговых марийцев нашли в такой системе весьма выгодный способ выживания путем активного подключения к грабительским походам, а зачастую самостоятельной их организацией. Участию луговых марийцев в этих набегах способствовали слабость развития производящего хозяйства, их пограничное положение, притеснения в ходе русской колонизации и карательные походы русских войск, подвергавших погрому земли по Каме и Вятке, а также их притокам. Западные башкиры, оставаясь кочевниками, также стремились получить легкий доход.

Важной задачей внешней политики Казанского ханства являлось обеспечение постоянного поступления полоняников, использовавшихся в дворцовом хозяйстве, служилыми людьми. Но значение военного плена не сводится к его использованию только в производящем хозяйстве. Патриархальная форма рабства не ставила такой цели. Рабодержание, характерное для крупного феодального и мелкого служилого хозяйства, нашло место и у ясачного населения. Но главное направление использования плена было связано с их последующей перепродажей на восточные рынки. Работорговля стала одной из главных статей доходов казанских ханов и военно-феодальной знати.

Таким образом, причины падения Казанского ханства были заложены изначально. Типичными причинами падения кочевых империй являются климатические, внешнеполитические и внутренние факторы. Первая причина не оказывала влияния на Казанское ханство в силу особенностей преобладания оседло-земледельческой культуры региона. К числу внутренних экономических причин можно отнести внешний характер поступлений прибавочного продукта в форме дани (самых разных видов), военной добычи (рабы и другое богатство) и контроля над внешней торговлей. Мобильность политических групп вооруженных кочевников, связанных с разными источниками доходов, и отсутствие единой династии при специфической удельно-лествичной системе наследования престола и полигамии высшей знати составили как внутриполитические, так и внешнеполитические факторы будущего конца ханства. Возвышение более сильного оседлого соседа, находящегося на более ранней ступени цивилизационного развития стало кульминационным пунктом в гибели осколка старого, находящегося на стадии разложения, постзолотоордынского государства.

Link to comment
Share on other sites

  • 0

Дык, "первоханство" Улу-Мухаммеда в Казани вообще вызывает большие сомнения... Только что наткнулся на комментарий к очередной статье нашего полоумного русофоба (и, по совместительству, "живого классика татарской литературы") Айдара Халима (в миру - Бориса Назметдиновича Халимова). Статья - натуральный бред, а вот комментарий интересный -

 

Guest, 10.10.2013 в 14:55

"допустим, основателя Казанского ханства хана Улуг-Мухаммеда, ..." писателю А Халиму необходимо срочно сходить в АН РТ и пообщаться с доктором исторических наук Алишевым Салям Хатиповичем. Вот что пишет уважаемый историк-" Ни одна из летописей , передавая сведения об Улу Мухамеде , ничего не передаёт о его связях с Казанью, не сообщает не только об основании её Улу Мухамедом, но и о том что он когда либо подходил к Казани. Улу Мухамеда считает царём казанским только "Казанская история", составитель которой путём признания золотоордынского хана казанским, поставил своей целью доказать преемственность Казани от Золотой Орды. Исследователь В.В. Вельяминов-Зернов и некоторые другие историки опровергают эту версию "Казанской истории" как не соответствующую действительности и не подтверждаемую другими источниками. А летописцы 16 века даже утверждали что в 1445 году " царь Мамотек Улу Мухамедов сын взял город Казань , вотчича Казанского князя Либея убил, а сам сел в Казани царствовати"

 

Ссылка - http://zvezdapovolzhya.ru/obshestvo/kozya-sloboda-10-10-2013.html

Edited by Urus
  • Upvote 1
Link to comment
Share on other sites

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Guest
Answer this question...

×   Pasted as rich text.   Paste as plain text instead

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

Loading...
×
×
  • Create New...

Important Information

By using this site, you agree to our Terms of Use.