Jump to content

Recommended Posts

На старом Расмире как-то "обсуждалась" тема о названии денежных единиц в Орде 15 в. Вчера на Всероссийской нумизматической конференции я сделал доклад на эту тему. Изданные тезисы выкладываю здесь. 

-------------------------

 

 

Е.Ю. Гончаров (ИВ РАН, Москва)

НЕМНОГО ПРО АКЧЕ: КАК НАЗЫВАЛИСЬ МОНЕТЫ В ЗОЛОТОЙ ОРДЕ XV в.

1. Цель доклада – представить на некоторых нумизматических, исторических и других материалах бытование тюркского термина акче.

2. Акче – «беловатый, беленький», древнейший тюркский термин для обозначения денег как монет. Наиболее ранние упоминания содержатся в тексте одного древнетюркского енисейского памятника, а так же в виде граффито на китайской монете VIII в.

post-1035-0-31437800-1366838791_thumb.jpg

Использовался в большинстве средневековых тюркских языков, обозначая серебряные и золотые монеты, деньги; позже – финансы, валюту и пр.

Несмотря на наличие собственной денежной терминологии этот термин использовался для обозначения денег при Великих Сельджуках в Иране и Ираке, XII в. (ар-Раванди, История Сельджуков…). Для Ирана эпохи Ильханов он неоднократно упоминается в различных ситуациях в сочинении и письмах Рашид ад-Дина подразумевая небольшую серебряную монету. Там же, золотые монеты динары акче-йи рукни.  В книге "Китаб ат-тухфа аз-закия фи лугат ат-туркия" (Особый дар, написанный о тюркском языке. Египет, XIVв.) акче используется в значении «денежная единица». В «Codex Cumanicus» переводится лат. pecunia, как аналог араб. naqt – монета из чистого серебра. В начале XIV в. исследуемое слово включается в тюркоязычную легенду одного типа золотоордынских нижневолжских пулов как синоним перс. данг-и.

post-1035-0-79791300-1366838834_thumb.jpg

3. В XIV в. во всём тюрко-монгольском мире термин акче обозначает те же понятия, что и на заре своего появления. При этом в разных странах существуют и другие обозначения серебряных, белых,  денежных знаков – дирхем, данг, ярмак, барикат и пр., имеющие различную этимологию. В Малой Азии для обозначения серебряных монет используется греч. аспр, имеющее тот же смысл, что и акче. В конце двадцатых годов Османский султан Орхан начал чеканку монет, которые так и были названы – акче. Оно не является переводом «аспр» на турецкий язык. Скорее, можно предполагать обратное влияние. На выбор названия для османской монеты повлияли, вероятно, фактор общей тюркизации языка, особенно официального, государственного, а также необходимость отличать свои денежные знаки, от чужих, имевших персидские, арабские и греческие наименования. Интенсивное турецкое влияние (культурное и экономическое) на Северное Черноморье и прилегающий степной регион отразилось и в финансовой политике ханов Большой Орды (Орды ал-Му’аззам). Вес серебряных монет XV в. снижался и они перестали быть дангами эпохи Токтамыша.  Как назывались эти новые денежные знаки, чеканенные под воздействием османской  финансовой системы?

4. Не исключается, что среди какой-то части населения доживали старые названия, перешедшие из предыдущего столетия. В итальянских массариях использовалась сложившаяся и закреплённая традицией, денежная терминология. Но в начале 1440-х гг. (845 г.х.) в Крымском ханстве, располагавшемся южнее  и западнее Большой Орды,  началась чеканка своих монет, так же называвшихся акче. А в Московском царстве, севернее татарских земель, при Иване III (1462-1505 гг.), были выпущены денги с татарской арабографичной легендой «Маскав акчасы бу дыр» – Эта деньга московская.

post-1035-0-45733300-1366838871_thumb.jpg

Таким образом, у нас нет оснований считать, что в Большой Орде и постоордынских государствах на территории современной Восточной Европы «беленькие» деньги назывались иначе, чем акче.

-------------------------------------------

Опубликованы в:     ... // Семнадцатая Всероссийская нумизматическая конференция. Москва, Пущино, 22–26 апреля 2013 года. Тезисы докладов и сообщений. ― М., 2013. С. 55–56.

  • Upvote 1
Link to comment
Share on other sites

Несколько заметок на полях:

 

1) Есть вопрос к правильности чтения граффити на китайской монете - почему на медной (красной) монете написано акче (беленькая). Вряд ли слово акче обще-тюркского происхождения (до ухода тюрок с Алтая), т. к. на Алтае они не знали никакой белой монеты.

 

2) Для Ирана эпохи ильханов слово акче является, несомненно, разговорным (vulgar) названием денег вообще, но не номинала. Во всех документах при исчислении любых сумм (от одной единицы и выше) фигурируют динары и дирхемы.

Тоже видно и из надписи на этой монете, впервые использовавшей слово акче на монетах - http://www.zeno.ru/showphoto.php?photo=41726&cat=all&ppuser=169

 

 

3) Можно ли всякую легкую монету 15 века (золотоордынскую или ширванскую) называть акче только исходя из веса?

Link to comment
Share on other sites

Несколько заметок на полях:

 

1) Есть вопрос к правильности чтения граффити на китайской монете - почему на медной (красной) монете написано акче (беленькая). Вряд ли слово акче обще-тюркского происхождения (до ухода тюрок с Алтая), т.к. на Алтае они не знали никакой белой монеты.

Монета многократно опубликована и читана перечитана тюркологами. Это граффити даже в "Древнетюркском словаре" есть с таким чтением. На красной монете было написано слово обозначающее денежный знак, монету, а не цветовая характеристика именно этого артефакта.

Про слово акче смотри здесь, и по ссылкам. И статью И. Кызласова в НЭ XIV. 

 

 

2) Для Ирана эпохи ильханов слово акче является, несомненно, разговорным (vulgar) названием денег вообще, но не номинала. Во всех документах при исчислении любых сумм (от одной единицы и выше) фигурируют динары и дирхемы.

Тоже видно и из надписи на этой монете, впервые использовавшей слово акче на монетах - http://www.zeno.ru/showphoto.php?photo=41726&cat=all&ppuser=169

Ну вот не совсем так. В докладе я привёл пример из Рашид ад-Дина, где говорится о взимании налога в пол-акче. Невозможно же взять плату за проход ослов или верблюдов через городские ворота в половину денег. Явно речь о вполне конкретной монете известного номинала. Статью Фалиной А.И. где выбраны и немного проанализированы именно цитаты с упоминанием акче могу прислать. 

По ссылке - какая замечательная монета и легенда! Спасибо. Там- да, понятие "акче" использовано как синоним "деньги". Но это же этико-поучительное изречение. В качестве обозначения денег в таких фразах могло быть использовано любое слово обозначающее какую-либо денежную единицу. Я занимался выборкой упоминаний денег и всего с ними связанного из Джалал ад-Дина Руми. У него и дирхемы, и динары, и просто серебро, золото  появляются там, где надо что-то сказать про деньги вообще, и про деньги в виде денежных знаков. Системы нет.

Только, впервые на монете акче использовано на ордынском пуле первой четверти XIV в.на второй картинке у меня. Это И.В. Евстратов опубликовал. Пока более ранних примеров нет.

 

3) Можно ли всякую легкую монету 15 века (золотоордынскую или ширванскую) называть акче только исходя из веса?

Только из веса - не знаю. Но уверен, что название акче вполне корректно, если нам источники (нумизматические или письменные) не дают других названий. Речь о монетах тюркских государств.

Link to comment
Share on other sites

Монета многократно опубликована и читана перечитана тюркологами. Это граффити даже в "Древнетюркском словаре" есть с таким чтением. На красной монете было написано слово обозначающее денежный знак, монету, а не цветовая характеристика именно этого артефакта.

Про слово акче смотри здесь, и по ссылкам. И статью И. Кызласова в НЭ XIV. 

 

Но слово, обозначающее "монету", происходит от слова, обозначающего "белый". Каким образом на самом раннем памятнике (т.е. тогда, когда семантика понятий "монета" и "белый" не сильно разошлись между собой) слово, производное от обозначения цвета "белый" помещено на красный предмет? 

То, что надпись читана-перечитана не лишает возможности специалистов "узкого профиля" еще раз внимательно на нее взглянуть.

По-моему, акче в смысле "деньги" могло появиться только после знакомства с белой (серебряной) монетой, что могло произойти только после ухода тюрок из циркумкитайской контактной зоны, где никакой серебряной монеты не было.

 

 

В докладе я привёл пример из Рашид ад-Дина, где говорится о взимании налога в пол-акче. Невозможно же взять плату за проход ослов или верблюдов через городские ворота в половину денег.

 

По-видимому, это тот же пример, который повел по "ложному следу" Сейфеддини - он считал, что у ильхан были монеты в 1/2 дирхема, дирхем ("акче" Рашид ад-Дина) и 3 дирхема. Сейчас же установлено (ссылки приводить не буду, но это вся литература, посвященная ильханам), что у ильханов были дирхем, 2 дирхема и 6 дирхема (=1/2 динара).

В бытовой же речи двухдирхемовик (как наиболее частая монета) назывался акче, а динар (самая распространенная золотая монета) акче-йе рукни.

Link to comment
Share on other sites

Но слово, обозначающее "монету", происходит от слова, обозначающего "белый". Каким образом на самом раннем памятнике (т.е. тогда, когда семантика понятий "монета" и "белый" не сильно разошлись между собой) слово, производное от обозначения цвета "белый" помещено на красный предмет? 

То, что надпись читана-перечитана не лишает возможности специалистов "узкого профиля" еще раз внимательно на нее взглянуть.

По-моему, акче в смысле "деньги" могло появиться только после знакомства с белой (серебряной) монетой, что могло произойти только после ухода тюрок из циркумкитайской контактной зоны, где никакой серебряной монеты не было.

Не мешает, поэтому есть целая библиография взглядов на неё. :) В приведённых мной ссылках вся литература указана. 

Серебряные монеты, сасанидские, есть и в Китае, в т.ч. в Синцзяне. Сейчас вообще обсуждается возможность чеканки там группы подражаний сасанидским драхмам. 

"На самом раннем памятнике" - это самый ранний памятник где акче упомянуто. Но когда "белый" как цвет и "беловатый" как монета разошлись - не известно. Это могла (даже скорее всего) задолго до появления памятника, на котором акче впервые написано.

Link to comment
Share on other sites

По-видимому, это тот же пример, который повел по "ложному следу" Сейфеддини - он считал, что у ильхан были монеты в 1/2 дирхема, дирхем ("акче" Рашид ад-Дина) и 3 дирхема. Сейчас же установлено (ссылки приводить не буду, но это вся литература, посвященная ильханам), что у ильханов были дирхем, 2 дирхема и 6 дирхема (=1/2 динара).

В бытовой же речи двухдирхемовик (как наиболее частая монета) назывался акче, а динар (самая распространенная золотая монета) акче-йе рукни.

Про ложный след Сейфеддини - скорее да. 

Название акче для двухдирхемовой монеты только иллюстрирует заметки Рашид ад-Дина. И показывает, что слово акче использовалось как для обозначения конкретных монет, так и для денег вообще.  

Так же, как и русское слова ДЕНГИ (в первичной форме, без "Ь"). Проанализируй фразы "За перевоз заплатили десять денег" и "Оскудела казна, денег нет". 

Link to comment
Share on other sites

Так вот пример с Рашид ад-Дином как раз и показывает, что понятие деньги (=монеты, т.к. других денег не было, про банкноты умолчим) передавалось словом акче, а название номиналов монет были совсем другие (динары, дирхемы и фельсы). Хочешь простонародно сказать про 1/2 дирхама говоришь пол-акче ("половина самых распространенных монет"), хочешь сказать о динаре - говоришь "законные монеты" (поскольку изготовление золотой монеты регулировалось особым законом).

 

Я собственно к тому, что не "деньги назывались акче", а "деньги (=монеты) являлись акче". Во всяком случае до Османов понятие акче как номинала для Ближнего востока неизвестно. Акче - это деньги, монеты вообще.

Link to comment
Share on other sites

Вот. Уже позиции начинают сближаться.

Для Ордынских земель я не вижу признаков что были AR номиналы отдельно, а деньги отдельно. Была серебряная монета одного вида. В эпоху преобладания в административной жизни (по крайней мере той её части, которая касалась денежного хозяйства)  фарси, из него  пришло название "данги", которое и проходит через весь 14 в. для названия серебряной монеты. И проникло вместе с этими монетами в русский язык, и в итальянские массарии. Когда же в пост-Токтамышевское время (вероятно с Едигея) происходит "тюркизация" Орды, происходят преобразования денежного хозяйства-системы, начинают выпускаться монеты другого веса и вида, то они и называются родным тюркским АКЧЕ. И всё это происходит на фоне растущего влияния османского государства и его атрибутов - монет-акче.

Но в русском уже есть понятие денги и применяется оно к серебряным монетам. Когда же возникает необходимость обозначить московскую денгу для тюркоязычного населения, то берётся понятное и используемое в той среде акче.

Поэтому и получается такой калмбур "Маскав акчасы бу дыр" = "Это денга московская", в котором уже русским словом, но пришедшим в русский из татарского, - денга, - переводится общетюркское, в т.ч. и татарское же, - акче.

Link to comment
Share on other sites

 

Для Ордынских земель я не вижу признаков что были AR номиналы отдельно, а деньги отдельно.

 

Не соглашусь с этим, и, кажется, Слава Кулешов тоже указывал на то, что обычно в языках понятие "деньги" и название конкретных номиналов всегда разнится. Во всяком случае, это требует дополнительного исследования и аргументации

 

 

происходит "тюркизация" Орды, происходят преобразования денежного хозяйства-системы, начинают выпускаться монеты другого веса и вида, то они и называются родным тюркским АКЧЕ. И всё это происходит на фоне растущего влияния османского государства и его атрибутов - монет-акче.

 

Ох, это все требует детальной аргументации - примеров изменения стандартных бухгалтерских формул, и пр...

 

В общем, ждем большой толстой публикации :)

Link to comment
Share on other sites

 

Не соглашусь с этим, и, кажется, Слава Кулешов тоже указывал на то, что обычно в языках понятие "деньги" и название конкретных номиналов всегда разнится. Во всяком случае, это требует дополнительного исследования и аргументации

 

 

Не совсем то он указывал. Но отвечу то же, что и там говорил. 

Они разняца когда есть два и больше номиналов. Когда есть чего различать. 

 

 

Ох, это все требует детальной аргументации - примеров изменения стандартных бухгалтерских формул, и пр...

 

В общем, ждем большой толстой публикации :)

 

В бухгалтерских формулах - каких? Ордынских 15 в.??????????

Я свои наблюдения и положения высказал. Теперь бы послушать-почитать исследования и аргументацию другой стороны. 

Не надо всё на меня перекладывать.  B)

Link to comment
Share on other sites

Не совсем то он указывал. Но отвечу то же, что и там говорил. 

Они разняца когда есть два и больше номиналов. Когда есть чего различать. 

 

Как это?! Дело не в номиналах. В Орде есть серебряная и медная монета. И вся эта монета называлась акче??

 

 

В бухгалтерских формулах - каких? Ордынских 15 в.??????????

 

ОК, в каких-то других документах, где угодно - но нужны доказательства! Иначе все повисает. И именно отсутствие (или не предоставление) доказательств и послужило причиной бурной дискуссии на конференции.

 

Я свои наблюдения и положения высказал. Теперь бы послушать-почитать исследования и аргументацию другой стороны. 

Не надо всё на меня перекладывать.   B)

 

Прости, Жень, но тезисы - это только тезисы. Сначала надо прочитать твою статью со ссылками на источники, исследования, и на все, что посчитаешь нужным, вплоть до записи фольклора.

Мое мнение - оппонировать можно только статье.

Оппонировать тезисам смысла не вижу - это же (строго говоря) только краткое содержание устного доклада.

Так что назвался груздем - полезай в кузовок :)

Link to comment
Share on other sites

Как это?! Дело не в номиналах. В Орде есть серебряная и медная монета. И вся эта монета называлась акче??

Нет, это твоя версия. :)Ты отстаиваешь общность названия акче для всех видов денежных знаков. По крайней мере, так я понял из разговоров на конференции и здесь. Если не так, значит что-то ты нечётко прописал.

  Монеты назывались: белые - акче, красные - пулы. Вот мой доклад и дальнейший его разбор и был посвящён (с моей стороны) отстаиванию названия акче для серебра и биллона. Основным денежным металлом было серебро и вся финансовая система была (и не только в Орде) основана на нём. А медные номиналы - это эрзац-деньги. Курс их во многом зависел от рыночной стоимости меди и затрат на чеканку. 

И, уж если на то пошло, во время о котором был мой доклад - 15 в.- медь в Орде не чеканилась. Если ещё до начала 1420-х гг. у нас есть некоторые типы пулов, преимущественно в южных городах, то потом они исчезают. Чеканятся только акче, и до самого конца. Так что даже сорт денег был один. 

 

ОК, в каких-то других документах, где угодно - но нужны доказательства! Иначе все повисает. И именно отсутствие (или не предоставление) доказательств и послужило причиной бурной дискуссии на конференции.

Документов нет. Только массарии для Кафы и близлежащих районов Крыма. Их нет не только у меня, вообще - нет. И нет сформулированного мнения у оппонентов. Ты не заметил? Вся дискуссия выстроилась или на уточнении некоторых моих положений, или на попытках критиковать их. Но никто не высказался что есть другое мнение, что название серебряных единиц было другое, вот такое - ..., есть такие-то и такие-то доказательства тому. Выступал В. Кулешов с общими вопросами исследования номиналов средневекового Востока, и он против моих построений не был; выступал А. Пономарёв с апелированием, опять-таки, к массариям Кафы, а приведённые мной свидетельства письменных источников были замолчены, точнее - у оппонента не было возможности уделить им должное внимание. По упоминаниям в массариях я ответил, и в докладе, и потом. Свои доказательства я привёл, если кто их таковыми не считает или может ниспровергнуть - Бога ради! Прочитаю с большим действительным интересом.

 

Прости, Жень, но тезисы - это только тезисы. Сначала надо прочитать твою статью со ссылками на источники, исследования, и на все, что посчитаешь нужным, вплоть до записи фольклора.

Мое мнение - оппонировать можно только статье.

Оппонировать тезисам смысла не вижу - это же (строго говоря) только краткое содержание устного доклада.

Так что назвался груздем - полезай в кузовок :)

 

За что прощать? Всё в полном порядке. ;)

Исследований на поднятую мной тему нет. Есть исследования по термину акче в общем и по нему же, но как названию османской денежной единицы. Даже по гирейским акчам Крыма нет. Общепринятый факт, который никто не разбирал. А уж по названиям в Золотой Орде, тем более поздней, никто никогда писал. 

Статьи не будет. Доклад - сокращённая версия одного из разделов одной главы диссертации.  Там всё и приводится, только с полными цитатами и выстроено немного иначе.

 

И напомню, что мой доклад (тезисы, соответственно) касались Большой Орды (впрочем, Булгара тож, хотя о нём не говорилось ни слова) 15 в. За Иран и другие территории я ответственности не несу. B)  Там всё могло работать по-другому. 

Е2 сыграно, очередь за Е4 или каким-либо другим ходом. 

Link to comment
Share on other sites

 

Нет, это твоя версия.  :) Ты отстаиваешь общность названия акче для всех видов денежных знаков. По крайней мере, так я понял из разговоров на конференции и здесь. Если не так, значит что-то ты нечётко прописал.

 

Ну как же? Твой доклад называется "НЕМНОГО ПРО АКЧЕ: КАК НАЗЫВАЛИСЬ МОНЕТЫ В ЗОЛОТОЙ ОРДЕ XV в." - здесь нет разделения на медную или серебряную монету.

 

 

  Монеты назывались: белые - акче, красные - пулы. Вот мой доклад и дальнейший его разбор и был посвящён (с моей стороны) отстаиванию названия акче для серебра и биллона. Основным денежным металлом было серебро и вся финансовая система была (и не только в Орде) основана на нём.

 

Согласен. Монеты (в общем) в народе могли называться акче, но было ли это названием номинала - пока не убежден.

 

 

И нет сформулированного мнения у оппонентов. Ты не заметил? Вся дискуссия выстроилась или на уточнении некоторых моих положений, или на попытках критиковать их. Ноникто не высказался что есть другое мнение, что название серебряных единиц было другое, вот такое - ..., есть такие-то и такие-то доказательства тому.

 

Ну никто просто не занимался этой темой, как я понял - ты как снег на голову :) За такое побуждение к исследованию тебе отдельное спасибо :)

 

Исследований на поднятую мной тему нет. Есть исследования по термину акче в общем и по нему же, но как названию османской денежной единицы. Даже по гирейским акчам Крыма нет. Общепринятый факт, который никто не разбирал. А уж по названиям в Золотой Орде, тем более поздней, никто никогда писал. 

Статьи не будет. Доклад - сокращённая версия одного из разделов одной главы диссертации.  Там всё и приводится, только с полными цитатами и выстроено немного иначе.

 

ОК, тогда будем ждать диссера :)

  • Upvote 1
Link to comment
Share on other sites

  • 5 months later...

Расширенные тезисы совместного доклада на Нумизматическом симпозиуме в Кишинёве, 25-29 сентября 2013 г.

Тезисы опубликованы в :

Al XIV-lea Simpozion de numismatică. Dedicat aniversării a 20-a leului moldovenesc. Chişinău. 25-29 septembrie 2013. C. 27-29

 

Кривенко А.В. (Приднестровский государственный университет, Тирасполь),

Гончаров Е.Ю. (Институт Востоковедения РАН, Москва)

 

Малоазийские монеты XIII- первой четверти XV вв.

из находок в Пруто-Днестровье.

 

Наш доклад посвящён уже довольной многочисленной группе монет относящихся к домолдавскому периоду истории Пруто-Днестровья. Несмотря на эту многочисленность полностью отсутствует историография их изучения и, даже, фиксация в публикациях находок таких монет. Связано это, на наш взгляд, со сложностью их идентификации, с отсутствием или малой доступностью специальной нумизматической литературы. Поэтому задача нашего доклада – сообщить нумизматам, историкам и археологам об ещё одном, на наш взгляд важном и интересном, классе нумизматических памятников относящихся к золотоордынскому и раннему постордынскому этапам истории края, но происходящих со значительно удалённых отсюда территорий.

Наибольшее количество монет указанного периода, из находимых на территории современных Молдовы и Приднестровья, относится к местным  джучидским эмиссиям. Места чеканки их локализуются   на Костештском поселении, Шехр ал-Джедиде, Акча-Кермане. Заметный процент от находок составляют так же эмиссии Крыма и Сакчи, меньше их встречаются пулы из Приазовья и Поволжья. Иностранные монеты, из тех, что были выявлены и определены исследователями, представлены денежными знаками  Болгарии, Византии, Сербии, Трапезунда, некоторых государств крестоносцев. Они неоднократно публиковались.

Среди восточных монет мы обратили внимание на ряд не идентифицированных экземпляров. Дальнейшая работа над ними и поиск аналогов и вывели нас на целую группу новых для региона нумизматических источников. За несколько лет мы собрали сведения о находках около сотни восточных монет определённых как выпуски стран Малой Азии и Ближнего Востока. В подавляющем большинстве это медные фельсы и мангыры, значительная часть которых происходит с городищ Костешт и Старого Орхея.

Нумизматические памятники  этой группы относятся к:

Сельджукам Рума. Небольшое количество монет, охватывающих период с 40-х гг. XIII в. до распада государства в начале XIV в. Один фельс был найден на городище Белгорода Днестровского. Выделяются фельсы султана Гийас ад-Дина Кай-хосрова III  (1265-1282 гг.), чеканка которых предполагается в Крыму. Известные нам находки коррелируют с находками их как на полуострове, так и с джучидскими монетами Крыма, обнаруженными в Пруто-Днестровском междуречье.

Ильханам. Представлены немногочисленной группой монет, включая серебряный дирхем, чеканенными на монетных дворах Анатолии.  Идентифицированные монеты относятся к выпускам периода правления хана Абу-Саида (1317-1335 гг.).

Бейликам Анатолии. Наиболее многочисленная группа восточных неджучидских монет, выпущенных в XIV в. Определены денежные знаки Эретнидов, Саруханидов, Джандаридов, Ментеше. Наиболее встречаемыми являются джандаридские фельсы с изображением двуглавого орла, датированные 751 г.х. Выявлено 15 подобных монет, включая одну из окрестностей с. Орловка. Относятся к выпускам бейлика Эретна.

Османам. Мангыры были,  очевидно, первыми османскими монетами, проникшими на территорию регионаИх находки охватывают период конца XIV- начала XV вв. и не приурочены к золотоордынским поселениям.

Мамлюкам. Фельсов этой сиро-египетской династии известно пока 4 экземпляра.

Некоторая часть монет не имеет точной атрибуции, работа над которой продолжается.

Анализ распространения монет представляемой группы позволяет предположить, что они находились в обращении наряду с джучидскими медными монетами. Но более важным и перспективным для изучения является сам факт проникновения их на рынки западного региона Золотой Орды. Эта группа восточных монет представляет обширный регион и длительный хронологический период, что свидетельствует о не случайности, не эпизодичности их поступления сюда.

Ближайшим регионом с массовыми находками турецких и мамлюкских монет является Крым, особенно его Юго-Восточный регион (Солхат, Судак, Кафа).

Монеты в столь массовом количестве не могли поступать отдельно от других объектов товаро-денежных, рыночных, отношений. То есть, среди археологических находок исследователи могут выявить целый ряд предметов, являющихся импортом из тех же восточных регионов, откуда сюда поступили представленные нами денежные знаки. Ещё эти находки свидетельствуют о более длительной и глубокой истории знакомства жителей турецких государств с территориями междуречья Днестра и Прута, предшествующей завоеванию этих районов османами.

--------------------------------------------------------------------------------------

 

Доклад сопровождался показом презентации найденных монет. По его материалам авторами готовится статья-публикация.

Edited by Fakhouri
Link to comment
Share on other sites

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Paste as plain text instead

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

Loading...
×
×
  • Create New...

Important Information

By using this site, you agree to our Terms of Use.