Jump to content
  • 0

Монеты Ирана и Айюбиды -технология


Казявка

Question

Recommended Posts

  • 0

 

 

Это восьмая (№ 8) монета, которую определили как Хусейн Сефевид, аббаси, Ереван, 1132.

 

К №8 изначально никаких вопросов и не было :)

Link to comment
Share on other sites

  • 0

 

 

Я просто впервые столкнулся с таким гуртом. Заготовка вышла кручёная

из технологии получения заготовки... после протяжки прутка в проволоку, на последней остаются следы от фильеры- продольные полосы вдоль проволоки (царапины вдоль всей проволоки), они не совсем прямые, а бывает как бык пос..., после рубки на мерные заготовки их плющат с торца гладким штемпелем и они получают бочкообразную по гурту заготовку. Так, вот тут, на гурте происходит дополнительное растяжение и деформация тех следов что остались от фильеры, они и создают различный рисунок, в зависимости от мехсвойств метала, как то так)

Link to comment
Share on other sites

  • 0

Владимир, кстати, я сильно не уверен, что эти монеты получали из проволоки. Насколько я помню, последние монеты из проволки квадратного сечения чеканятся в Иране при Сулеймане, при нем же технология получения заготовки изменяется, и уже нет ни "боченков", ни "уголков".

Link to comment
Share on other sites

  • 0
я сильно не уверен, что эти монеты получали из проволоки

Саш, а из чего по-твоему, какие варианты? (применительно к конкретной монете)

Edited by himak
Link to comment
Share on other sites

  • 0

При плющении литой заготовки следы по "гурту" (надрывы, непроливы и т.п.) практически неизбежны.

А если плющить проволоку в торец (весьма непростое занятие), как Вы предположили, "следы протяжки" перешли бы частично и на основные плоскости и не были бы целиком заглажены последующей чеканкой.

Link to comment
Share on other sites

  • 0

 

 

Саш, а из чего по-твоему, какие варианты? (применительно к конкретной монете)

 

Надо подумать... Может, вы и правы - проволока, но дополнительно "отбитая" из прямоугольного сечения до круглого.

 

Возможно, и медяк был сделан по такой технологии, поскольку для него были использованы родные штемпеля.

Link to comment
Share on other sites

  • 0

@vbt,

 

"следы протяжки" перешли бы частично и на основные плоскости и не были бы целиком заглажены последующей чеканкой.

по Русской нумизматике и по восточной вы не раз сталкивались с перечеканом монет, где профиль букв сформирован штемпелем с высотой букв многократно превышает высоту шероховатости от протяжки и при этом, в большинстве случаев, перечеканенные места мы прочесть не можем, а в большинстве и не видим. Представьте себе невысокий профиль шероховатости от протяжки мы сначала выглаживаем гладким штемпелем при плющении, а потом по этому же месту бьем еще рабочим штемпелем, таким образом на поле монеты уже ничего не видно.

 

 

если плющить проволоку в торец (весьма непростое занятие)

да, это непростое занятие, но это проще, чем придумать капельницу для серебряного расплава, которая будет выдавать калиброванные в ремедиум литые заготовки. Лить штучные заготовки, как в древнем Риме, это идти против всеобщих законов экономики.

Любое производство всегда должно отвечать минимум двум законам, это технологичность и экономичность, я как то уже приводил расчеты приведенных затрат на производство бланков для монет по вариантам, так себестоимость бланка на основе литой заготовки, превышает себестоимость производства бланка по проволочной в 1,5-2 раза.

 

 

Может, вы и правы - проволока, но дополнительно "отбитая" из прямоугольного сечения до круглого.
она априори, выходит из фильеры круглой, потому, что сверлить квадратное отверстие в фильере, значительно сложнее)
Link to comment
Share on other sites

  • 0

 

 

она априори, выходит из фильеры круглой, потому, что сверлить квадратное отверстие в фильере, значительно сложнее)

 

Хм, а откуда тогда уголки и бочка? 

Link to comment
Share on other sites

  • 0

 

по Русской нумизматике и по восточной вы не раз сталкивались с перечеканом монет, где профиль букв сформирован штемпелем с высотой букв многократно превышает высоту шероховатости от протяжки и при этом, в большинстве случаев, перечеканенные места мы прочесть не можем, а в большинстве и не видим. Представьте себе невысокий профиль шероховатости от протяжки мы сначала выглаживаем гладким штемпелем при плющении, а потом по этому же месту бьем еще рабочим штемпелем, таким образом на поле монеты уже ничего не видно.

 

да, это непростое занятие, но это проще, чем придумать капельницу для серебряного расплава, которая будет выдавать калиброванные в ремедиум литые заготовки. Лить штучные заготовки, как в древнем Риме, это идти против всеобщих законов экономики.

Любое производство всегда должно отвечать минимум двум законам, это технологичность и экономичность, я как то уже приводил расчеты приведенных затрат на производство бланков для монет по вариантам, так себестоимость бланка на основе литой заготовки, превышает себестоимость производства бланка по проволочной в 1,5-2 раза.

 

Перечеканы не всегда, но читаются, но важнее, что даже при нечитаемости следы остаются, совсем не разглаживаются.

По русским проволочным монетам первой половины 15 в. разброс веса при нарубке проволочных заготовок был значительным. Практический диапазон - от минус 25% до плюс 20% от весовой нормы.

Link to comment
Share on other sites

  • 0

 

 

откуда тогда уголки и бочка?

вероятно, заготовки были нарублены из проволоки диаметром 10 мм в длину 6,5 мм. Далее такая чурочка (цилиндрик) плющилась ударом в торец, и если чурка плющилась не строго по оси вертикально (чурка наклонялась) или билась по боковой поверхности, тогда торчат ушки от обрезки.

Бочкообразность заготовка получает всегда при осадке (плющении), за счет 2х составляющих. 1я- верхняя и нижняя поверхности чурки прижаты к поверхностям штемпелей и силы трения не дают в этих диаметрах растекаться равнолинейно с диаметром который находиться в середине высоты чурки. и 2й-основной, объем расстекаемого в стороны метала в середине больше чем у торцев. Завтра нарисую и пришлю фото.

Link to comment
Share on other sites

  • 0

 

 

Перечеканы не всегда, но читаются, но важнее, что даже при нечитаемости следы остаются, совсем не разглаживаются.

еще раз повторю высота букв примерно в 50-100 раз выше шероховатости поверхности заготовки, это во-первых, во-вторых границы букв всегда имеют строгую рубленную границу, что и обуславливает ее след при перечекане.

 

 

По русским проволочным монетам первой половины 15 в. разброс веса при нарубке проволочных заготовок был значительным. Практический диапазон - от минус 25% до плюс 20% от весовой нормы.

чем меньше указной вес монеты, тем труднее выдерживать установленный ремедиум.

Link to comment
Share on other sites

  • 0

еще раз повторю высота букв примерно в 50-100 раз выше шероховатости поверхности заготовки, это во-первых, во-вторых границы букв всегда имеют строгую рубленную границу, что и обуславливает ее след при перечекане.

 

 

чем меньше указной вес монеты, тем труднее выдерживать установленный ремедиум.

Не только буквы или следы изображения (при перечекане), а просто дефекты заготовки, в т.ч. и мелкие, например, риски от протяжки проволоки иногда оставались видимыми после чеканки.

Возможно, это справедливо для восточных монет, а в отношении русских проволочных Ваше утверждение неверно. В том же 15 в., после снижения уставного веса денги до 0,54 г (а затем до 0,47 и далее до 0,39 г) дисциплина его соблюдения была не в пример выше, чем ранее, когда действовали весовые нормы 0,79 и 0,73 г. 

Link to comment
Share on other sites

  • 0

 

 

В том же 15 в., после снижения уставного веса денги до 0,54 г (а затем до 0,47 и далее до 0,39 г) дисциплина его соблюдения была не в пример выше, чем ранее, когда действовали весовые нормы 0,79 и 0,73 г.

прогресс...

Link to comment
Share on other sites

  • 0

 

 

Ваше утверждение неверно

мое утверждение верно для любых эпох, я писал о только том что, ТРУДНЕЕ обеспечить ремедиум, это не значит что его нельзя обеспечить, о чем собственно и говорит приведенный Вами пример..

Link to comment
Share on other sites

  • 0

вероятно, заготовки были нарублены из проволоки диаметром 10 мм в длину 6,5 мм. Далее такая чурочка (цилиндрик) плющилась ударом в торец, и если чурка плющилась не строго по оси вертикально (чурка наклонялась) или билась по боковой поверхности, тогда торчат ушки от обрезки. Бочкообразность заготовка получает всегда при осадке (плющении), за счет 2х составляющих. 1я- верхняя и нижняя поверхности чурки прижаты к поверхностям штемпелей и силы трения не дают в этих диаметрах растекаться равнолинейно с диаметром который находиться в середине высоты чурки. и 2й-основной, объем расстекаемого в стороны метала в середине больше чем у торцев. Завтра нарисую и пришлю фото.

post-1054-0-51310200-1463132785_thumb.jpg

Link to comment
Share on other sites

  • 0
тянуть - механизация нужна.

не обязательно, все зависит от количества переходов при протяжке, т.е. на сколько уменьшаем диаметр за одну протяжку... да и с механизацией тоже проблем нет, но это уже другой вопрос...

http://www.livemaster.ru/topic/1038905-sozdanie-serebryanoj-provoloki-svoimi-rukami

Edited by himak
Link to comment
Share on other sites

  • 0

Вставлю свои "5 копеек".

Тема интересная, но все что есть в этой ветки это только рассуждения и предположения.

Я не специалист по монетам Ирана, но надо искать первоисточники, тогда будет более точна понятна технология монет того времени.

 

 

 


 

да, это непростое занятие, но это проще, чем придумать капельницу для серебряного расплава, которая будет выдавать калиброванные в ремедиум литые заготовки. Лить штучные заготовки, как в древнем Риме, это идти против всеобщих законов экономики.

Любое производство всегда должно отвечать минимум двум законам, это технологичность и экономичность, я как то уже приводил расчеты приведенных затрат на производство бланков для монет по вариантам, так себестоимость бланка на основе литой заготовки, превышает себестоимость производства бланка по проволочной в 1,5-2 раза.

 

 

Могу привести в пример технологию производства дирхемов Айюбидов (12-13 в) на монетном дворе Каира (по работе Ehrenkreutz. Extracts from the Technical Manual on the Ayyūbid Mint in Cairo)

Серебро плавилось в закрытом тигле. Разжижалось и растворенное вещество выливалось в darsal. Потом литой слиток (полоса) разрезали на куски, каждый из которых весил более 1 дирхем. (Так, например, слиток весом 20 дирхемов делили на 15 частей). Кусочки, вырезанные из полосок обрезали, чтобы придать круглую форму. Если вначале вес кусочка 1 1/3 дирхема, то после придания круглой формы 1/3 обрезалась и шла в повторную плавку. Потом заготовки "отбеливали" известковой водой, "полировали" мягким просеянным песком и они готовы к штамповке.

Что такое darsal я не нашел, но смысл итак понятен.

  • Upvote 1
Link to comment
Share on other sites

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Guest
Answer this question...

×   Pasted as rich text.   Paste as plain text instead

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

Loading...
×
×
  • Create New...

Important Information

By using this site, you agree to our Terms of Use.